Инновационная деятельность 2019/2024 г.

ИННОВАЦИОННая ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«Внедрение модели формирования культуры межличностного общения детей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа и в условиях государственного двуязычия»

Сроки реализации: 2019/2024г

Актуальной для нашей страны является проблема знания ее гражданами родного языка, его активного использования во всех сферах жизни.

Сложившаяся социально-культурная ситуация способствует тому, что в настоящее время светское воспитание определяет приоритеты, сходные с основными нравственно-религиозными положениями христианства: защита прав и свобод личности, ориентация на здоровый образ жизни, укрепление семьи и родственных отношений, воспитание гражданского долга. Актуальным становится сотрудничество государства и Церкви в расширении сфер использования белорусского языка (в т.ч. и как богослужебного). Свидетельством тому является присуждение премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение» Библейской комиссии Белорусской Православной Церкви за перевод с оригинальных языков и издание книг Нового Завета на белорусском языке.

Языковая сфера жизни любого общества, в том числе белорусского, очень сложная и деликатная. Здесь, в особенности в условиях близкородственного двуязычия, большую роль играют языковые вкусы граждан, сложившиеся стереотипы, нежелание менять языковые привычки. Поэтому требуется осуществить целый комплекс разнообразных мер и действий, чтобы белорусский язык реально занял в нашей жизни то место, которое должен занимать. Для этого необходимо обеспечить лингвистические, правовые, образовательные и социально-психологические условия (А.А. Лукашанец).

Актуальность формирования языковой культуры подрастающего поколения приобретает особую значимость в условиях современного глобального снижение общей и языковой культуры образованных слоев общества в мире и в нашей стране в частности. Отчасти снижение общей языковой культуры вызвано демократизацией жизни современного общества, широким распространением свободной (неподготовленной) публичной речи. Речь на радио и телевидении перестала служить образцом литературной нормы, многие публичные персоны, выступая перед аудиторией, не придерживаются литературных норм, позволяют себе использовать разговорную и просторечную лексику, жаргонизмы и подобное. Допускается использование ненормативной лексики в публичных местах. В наше время стало не стыдно писать с ошибками.

Образованные, культурные и интеллигентные люди должны стремиться к соблюдению норм литературного языка. В основе снижения общей и языковой культуры подрастающего поколения лежит разрушение традиционных духовно-нравственных норм общества. Преодоление существующих вызовов современности и решение насущных проблем современного общества возможно только на основании традиционных духовно-нравственных норм и ценностей нашего народа.

Беларусь относится к таким государствам, этнический состав которых формировался на протяжении многих веков. Для белорусских земель исторически всегда была характерна многонациональность населения, многоконфесиональный, многокультурный уклад жизни. Здесь всегда жили наряду с титульной нацией белорусов поляки, русские, украинцы, литовцы, евреи, татары и представители других народов. Религиозные, культурные и этнические различия между представителями разных национальностей и конфессий  всегда были достаточно глубоки.

Однако, традиционная для белорусского общества национальная, конфессиональная и культурная неоднородность не создает реальных социальных угроз. Наша национальная государственность строится на традиционном для нашего народа взаимоуважении, толерантности, добрососедстве. Белорусская ментальность не созидается на шатком фундаменте русофобии, оголтелого национализма, шовинизма, разжигании ненависти и враждебности к иным народам и своим соседям. Для нашего общества не характерна ситуация, сложившаяся в Западной Европе и некоторых соседних странах.

Все исторически традиционные для Беларуси религии (православие, католичество,  Евангелическо-лютеранская церковь, иудаизм, ислам) формировали на протяжении многих столетий духовность и культуру белорусского народа, его национальный менталитет. При этом Православие являлось и является религией большинства населения нашего Отечества, культурообразующей религией белорусов, сыгравшей определяющую роль в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.

«Исторически сложилось так, что Беларусь стала гостеприимным домом, где можно познакомиться с культурой, обычаями многих народов... Такое культурное, религиозное многообразие является не яблоком раздора, как в других точках планеты, а служит взаимному обогащению. Этого удается достигнуть благодаря взвешенной, целенаправленной политике государства… Для всех Беларусь стала примером миролюбия, толерантности, межнационального братства. И здесь мы должны выразить искреннюю признательность всем религиозным конфессиям, представителям национальных диаспор, которые своей конструктивной, гуманистической позицией консолидируют белорусское общество (Послание Президента РБ А.Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию 21 апреля 2017 г.).

Созданная в государственном учреждении образования «Ясли-сад № 69 г. Гродно» за время реализации ряда инновационных проектов по проблемам духовно-нравственного воспитания (2016-2019) и постоянно совершенствующаяся образовательная система направлена на формирование у детей дошкольного возраста познавательных и интеллектуальных возможностей в познании белорусской и языковой культуры, системы духовно-нравственных ценностейи умение с их позиций оценивать свои действия и поступки. Здесь не только происходит усвоение детьми дошкольноговозраста системы знаний, но и формирование у них мотивации поступков, освоение норм поведения, характерных для православной культуры. Важно обеспечить формирование мировоззрения детей дошкольного возраста, обогащение духовного мира дошкольников, их эмоциональное благополучие и создать внутренние предпосылки для дальнейшего  личностного развития основывающейся на нравственные ориентиры, правильный отбор критериев оценки мыслей, слов и действий (с позиций добра и зла).

Новизна инновационного проекта – в реализации идеи объединения всех ресурсов (материальных, человеческих, информационных, экономических и т.д.) в единое культурное пространство как результат работы учреждения образования с различными социальными партнерами в предыдущих инновационных проектах.

Цель проекта: повышение уровня языковой культуры обучающихся на православных традициях и ценностях белорусского народа в условиях государственного двуязычия в современном образовательном пространстве.

Ожидаемые результаты

реализации модели языковой культуры учащихся в рамках инновационного проекта:

- повышение уровня языковой культуры и нравственного развития личности обучающегося, его человеколюбия и милосердия, социальной ответственности и активности, направленных на совершенствование себя и окружающего мира;

- укрепление социального партнерства, расширение внешних связей учреждения образования с другими заинтересованными организациями и учреждениями в решении насущных социальных проблем;

- обеспечение преемственности в реализации программ духовно-нравственного воспитания обучающихся различных ступеней и типов учреждений образования;

- развитие профессиональных компетенций субъектов образовательного пространства; создание методических и информационных ресурсов для учебно-методических комплексов нового поколения по реализации программного содержания духовно-нравственного воспитания обучающихся.

При планировании и организации инновационной работы участники инновационного проекта руководствуются:

Соглашением о сотрудничестве между Министерством образования и науки Республики Беларусь и Белорусским Экзархатом от 20 сентября 1994 года;

Положением о порядке, условиях, содержании и формах взаимодействия учреждений образования с религиозными организациями в вопросах воспитания обучающихся (утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 24.06.2011 № 838);

инструктивно-методическими письмами Министерства образования Республики Беларусь:

 от 15.08.1995 № 21-12/799 «Об отношении к религиозной деятельности зарубежных миссионеров в государственных учебно-воспитательных учреждениях»;

от 06.06.96 № 12-13/16 «Об организации религиозными общинами детских оздоровительных лагерей»;

от 16.09.1997 № 12-3/363 «Об отношении государственных учебно-воспитательных учреждений к религиозному обучению и воспитанию учащихся»;

от 14.06.1999 № 12-4/566 «О взаимоотношениях государственных учебно-воспитательных учреждений с религиозными организациями и противодействии деструктивным сектам в учреждениях образования Республики Беларусь»;

от 23.08.2000 № 12-4/414 «Рекомендации по организации воспитательной работы»;

от 14.12.2000 № 20-12/264 «О дифференцированном подходе к сотрудничеству с традиционными для республики конфессиями»;

постановлением коллегий Министерства образования Республики Беларусь и Государственного комитета по делам религий и национальностей Республики Беларусь:

 от 6.03.2000 г. № 4/4 «О духовно-нравственном воспитании и преодолении влияния деструктивных сект и организаций на учащуюся и студенческую молодежь»;

от 09.09.2005 г. № 21-12/193 – 2«О порядке, условиях, содержании и формах сотрудничества органов управления образованием и учреждений образования Республики Беларусь со структурами Белорусской Православной Церкви в вопросах воспитательной и образовательной деятельности».

В организации воспитательного процесса педагоги используют следующие пособия и методические материалы:

  1. Осипов, А.И. Духовность. Традиция. Патриотизм / А.И. Осипов. – Минск: Молодежное научное общество, 2001. – 100 с.
  2. Осипов, А.И. Православие и духовная безопасность / А.И. Осипов. – Минск: БПЦ, 2012. – 224 с.
  3. Лукашанец,  А.А. Беларуская мова ў сучасным свеце / А.А. Лукашенец // Полымя, 2010, № 9. – С. 138 – 151.
  4. Лукашанец, А.А. Беларуская мова ў пачатку ХХІ ст. / А.А. Лукашенец // Веснік БДУ. Серыя 4, № 1, Мінск: БДУ, 2009. – С. 4 – 10.
  5. Лукашанец, А.А. Беларуская мова: асаблівасці сучаснага стану і функцыянавання / А.А.Лукашенец // Роднае слова. 2009, –№ 2. – С. 11 – 14.
  6. Правовое взаимодействие учреждений образования с религиозными организациями в Республике Беларусь: пособие для руководителей учреждений образования, учителей, воспитателей, студентов / сост. А.В. Бройко.– Минск: Адукацiя i выхаванне, 2007.–152 с.
  7. Финькевич, Л.В., Бройко, А.В. и др. Духовно-нравственное воспитание учащихся на православных традициях белорусского народа: пособие для педагогов / Л.В. Финькевич и др.– Минск: БПЦ, 2015. – 319 с.
  8. Аннотированный каталог литературы «Духовно-нравственное воспитание детей на православных традициях».

2022/2023 учебный год

Приказ Министра образования Республики Беларусь от 22.08.2022 № 517 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2022/2023 учебном году»

Перечень учреждений образования, на базе которы осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования в 2022/2023 учебном году

2021/2022 учебный год

Приказ Министра образования от 11.08.2021 № 589 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2021/2022 учебном году»

Перечень учреждений образования, на базе которых осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования в 2021/2022 учебном году

 

2020/2021 учебный год

Приказ Министра образования от 24.07.2020 № 565 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2020/2021 учебном году»

Перечень учреждений образования, на базе которых осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования в 2020/2021 учебном году

2019/2020 учебный год

Приказ Министра образования от 30.07.2019 № 617 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2019/2020 учебном году»

Перечень учреждений образования, на базе которых осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования в 2019/2020 учебном году

 

свернуть

Информационная характеристика проекта

Информационная характеристика проекта

Инновационный проект «Внедрение модели формирования культуры межличностного общения детей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа в условиях государственного двуязычия"»

Разработчик проекта:

Кравчук Ольга Юрьевна, заведующий государственного учреждения образования "Детский сад № 99 г. Гродно" 

Касьянович Ирина Семёновна, заместитель заведующего по основной деятельности   государственного учреждения образования "Детский сад № 99 г. Гродно" 

Научные консультанты:

Лукашанец Александр Александрович – первый заместитель директора по научной работе Государственного научного учреждения «Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси», академик, доктор филологических наук, профессор;

Кадол Федор Владимирович – заведующий кафедрой педагогики Учреждения образования «Гомельский государственный университет им. Ф.Скорины», доктор педагогических наук, профессор;

Финькевич Людмила Владимировна – доцент кафедры общей и детской психологии Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат психологических наук, доцент;

Попова Татьяна Евгеньевна – старший преподаватель кафедры педагогики и частных методик ГУО «Гомельский областной институт развития образования», магистр педагогических наук;

Бройко Александр Васильевич – директор Общественного объединения «Центр православного просвещения преподобной Евфросинии Полоцкой». Тел: 80292535616 эл.адрес: Evf-P1957@yandex.ru

Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности

ГУО «Средняя школа №30 г.Гомеля»,

ГУО «Детский сад №22 г.Гомеля»,

ГУО «Детский сад №111 г.Гомеля»,

ГУО «Детский сад №150 г.Гомеля»,

ГУО «Детский сад №153 г.Гомеля»,

ГУО «Детский сад №170 г.Гомеля»,

ГУО «Гимназия г.Калинковичи», Гомельской области

ГУО «Детский сад №15 г.Калинковичи», Гомельской области

ГУО «Детский сад №3 г.Ветки», Гомельской области

ГУО «Детский сад № 5г.Жлобина», Гомельской области

ГУО «Дошкольный центр развития ребенка г.Наровли», Гомельской области

ГУО «Дошкольный центр развития ребенка г.Хойники», Гомельской области

ГУО «Дошкольный центр развития ребенка г.Чечерска», Гомельской области

ГУО «Пригородный детский сад Речицкого района» Гомельской области 

ГУО «Детский сад №6 г.п. Корма» Гомельской области

ГУО «Даниловичский детский сад - начальная школа» Ветковского района, Гомельской области

ГУО «Детский сад № 7 г.Рогачева» Гомельской области

ГУО «Средняя школа №4 г.Рогачева имени В.С.Величко» Гомельской области

ГУО «Средняя школа №2 г.Калинковичи» Гомельской области

ГУО «Средняя школа №4 г.Калинковичи» Гомельской области

ГУО «Детский сад № 46 г. Гродно»

ГУО «Детский сад № 69 г. Гродно»

ГУО «Детский сад № 77 г. Гродно»

ГУО «Детский сад № 99 г. Гродно»

ГУО «Детский сад № 108 г. Гродно»

ГУО «Средняя школа № 20 г. Гродно»

ГУО «Средняя школа № 38 г. Гродно»

ГУО «Санаторный Детский сад № 2 г. Лида для детей больных туберкулезом» Гродненской области

ГУО «Гезгаловский Детский сад» Дятловского района Гродненской области

ГУО «Жировичский детский сад Слонимского района» Гродненской области

ГУО «УПК Юратишковский Детский сад – средняя школа» Ивьевского района Гродненской области

ГУО «Детский сад № 3 г. Новогрудка» Гродненской области

ГУО «Лунненский детский сад» Мостовского района Гродненской области

ГУО «Учебно-педагогический комплекс Селявичский Детский сад - базовая школа Слонимского района» Гродненской области

Сроки проведения инновационной деятельности: 2019 / 2024

свернуть

Кадровое обеспечение инновационной деятельности

Состав участников инновационного проекта:

Заведующий государственное учреждение образование "Детский сад № 99 г. Гродно" 

Кравчук Ольга Юрьевна - управление реализацией инновационного проекта, высшее специальное образование.

Заместитель заведующего по основной деятельности 

Касьянович Ирина Семёновна - организационно-методическое обеспечение деятельности педагогов в процессе реализации инновационного проекта, высшее специальное образование, высшая квалификационная категория, педагогический стаж более 20 лет

2023/2024 учебный год

Воспитатели дошкольного образования:

Овсейчик Татьяна Сергеевна - осуществление образовательного процесса в группе №7, высшее педагогическое образование, вторая квалификационная категория.

Будько Ольга Анатольевна - осуществление образовательного процесса в группе №11, среднее педагогическое образование, первая квалификационная категория.

Якимович Ольга Викторовна - осуществление образовательного процесса в группе №7, высшее педагогическое образование,  первая квалификационная категория

 

2022/2023 учебный год

Воспитатели дошкольного образования:

Ситько Татьяна Богдановна - осуществление образовательного процесса в группе №7, высшее педагогическое образование, высшая квалификационная категория, педагогический стаж более 30 лет

Будько Ольга Анатольевна - осуществление образовательного процесса в группе №11

Синкевич Мария Сергеевна - осуществление образовательного процесса в группе №10, высшая квалификационная категория

2021/2022 учебный год

Воспитатели дошкольного образования:

Савко Анна Яновна - осуществление образовательного процесса в группе №11, высшее педагогическое образование, высшая квалификационная категория, педагогический стаж более 30 лет

Малова Светлана Константиновна - осуществление образовательного процесса в группе №8, среднее специальное образование, первая квалификационная категория, педагогический стаж более 20 лет

Ситько Татьяна Богдановна - осуществление образовательного процесса в группе №7, высшее педагогическое образование, высшая квалификационная категория, педагогический стаж более 30 лет

Якимович Ольга Викторона - осуществление образовательного процесса в группе №5, высшее педагогическое образование, первая квалификационная категория, педагогический стаж более 15 лет

2020/2021 учебный год

Воспитатели дошкольного образования:

Савко Анна Яновна - осуществление образовательного процесса в группе №11, высшее педагогическое образование, высшая квалификационная категория, педагогический стаж более 30 лет

Малова Светлана Константиновна - осуществление образовательного процесса в группе №8, среднее специальное образование, первая квалификационная категория, педагогический стаж более 20 лет

Титяк Светлана Викторовна - осуществление образовательного процесса в группе №6, срднее специальное образование, первая квалификационная категория, педагогический стаж более 20 лет

Овсейчик Татьяна Сергеевна - осуществление образовательного процесса в группе №1, высшее педагогическое образование, вторая квалификационная категория, педагогический стаж до 5 лет

2019/2020 учебный год

Воспитатели дошкольного образования:

Савко Анна Яновна - осуществление образовательного процесса в группе №11, высшее педагогическое образование, высшая квалификационная категория, педагогический стаж более 30 лет

Малова Светлана Константиновна - осуществление образовательного процесса в группе №8, среднее специальное образование, первая квалификационная категория, педагогический стаж более 20 лет

Титяк Светлана Викторовна - осуществление образовательного процесса в группе №6, срднее специальное образование, первая квалификационная категория, педагогический стаж более 20 лет

свернуть

Участие в мероприятиях в рамках реализации инновационной деятельности

09.12.2022 года участие в ХІ Коложских открытых областных научно-образовательных чтениях. 

17.11.2022 участники заседания Координационного совета по разработке и реализации совместных программ сотрудничества между органами государственного управления и Белорусской Православной Церковью «Эффективные практики духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи» секция «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в учреждениях дошкольного и общего среднего образования».

27.10.2022г. участие в республиканском семинаре «Педагогические условия реализации инновационных проектов духовно-нравственного воспитания обучающихся на православных традициях и ценностях белорусского народа», который прошёл Минске в Храме в честь Всех святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших.

15.04.2021 года  участие в рамках XIX республиканской выставке научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи, которая проводится в рамках Года народного единства, – День инноваций, творчества и спорта в г. Минске. 

10 декабря 2021 года, участие онлайн в работе педагогической мастерской на базе государственного учреждения образования "Ясли - сад №77 г. Гродно" Тема: "Что и как рассказывать детям дошкольного возраста о Боге"

15.04.2021 года  участие в рамках XIX республиканской выставке научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи, которая проводится в рамках Года народного единства, – День инноваций, творчества и спорта в г. Минске. Нами представлены материалы из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, лэпбуки «Евфросиния Полоцкая», «Помним! Гордимся!». 

11 декабря, 2020 года участие он-лайн в работе педагогической мастерской для работников учреждений дошкольного образования: "Что и как рассказывать детям дошкольного возраста о Благоверном великом князе Александре Невском", "К 550-летию явления Жировичской иконы Божией Матери и 500-летию Свято-Успенского Жировичского монастыря" (Заместитель заведующего по основной деятельности Касьянович И.С выступила с опытом работы на тему "Наше Отечество - Беларусь: христиане любят своё Отечество - знают, уважают и соблюдают его традиции")

26 ноября, 2020 года участие в VI  БЕЛОРУССКИХ  РОЖДЕСТВЕНСКИХ  ЧТЕНИЯХ, секция для учреждений дошкольного образования «Реализация духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современных учреждениях дошкольного образования».

20 ноября, 2020 года участие в вебинаре  «Формирование этнической идентичности дошкольников в условиях государственного двуязычия».

19 ноября, 2020 год в работе Республиканского научно-практического семинара "Современные образовательные технологии в сфере дошкольного образования".

сентябрь, 2020 года публикация в журнале "Вестник образования" Приобщение детей дошкольного возраста  к наследию Великой Победы: инновационный подход / Л. А. Кивлюк, И. С. Касьянович  // Вестник образования. Гродненский регион.  – 2020. – № 1–2. – С. 28 – 31.  

20-21 февраля 2020 года приняли участие в республиканском семинаре-панораме опыта "Развитие инновационной деятельности в учреждениях дошкольного образования" в г. Минске (участник заместитель заведующего по основной деятельности Касьянович И.С.)

21 января 2020 года приняли участие в республиканском семинаре-консультации для представителей учреждений дошкольного образования, реализующих инновационный проект «Внедрение формирования культуры межличностного общения детей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа в условиях государственного двуязычия» на базе ГУО "Ясли - сад №19 г. Жодино"

Декабрь, 2019 год на базе государственного учреждения "Ясли-сад № 99 г. Гродно"в рамках VIII Коложских открытымх областных научно-образовательных чтениях "Великая Победа: наследие и наследники" прошла педагогическая мастерская "Дзякуем салдатам за жыццё і мір!" что и как рассказывать детям дошкольного возраста о Великой Отечественной войне".

Ноябрь, 2019 года в  V Белорусских Рождественских чтениях «Великая Победа: наследие и наследники» (Зместитель заведуещего по основной деятельности Касьянович И.С. выступила с опытом работы дошкольного учреждения "Приобщение детей дошкольного возраста к наследию Великой Победы: инновационный подход)

Сентябрь, 2019 года, г. Лида в семинаре-консультации инновационного проекта "Внедрение модели нравственного развития обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа с учетом религионального социокультурного кластера" и "Внедрение модели формирования культуры межличностного общения детей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа в условиях государственного двуязычия" (участники инновационного проекта: заместитель заведующего по основной деятельности Касьянович И.С. и музыкальный руководитель Адерейко Т.Л.)

свернуть