Советы педагога-психолога

Почему нельзя кричать на ребенка

Почему нельзя кричать на ребенка

    Если родители разговаривают с ребенком преимущественно криком «Я что сказал/а!», «А ну быстро!», то они регулярно запугивают ребенка, у него подсознательно закладываются страхи, что потом негативно отразится на его взрослой жизни. У живущего в атмосфере раздражения и гнева ребенка, когда его «передавливают» криком, занижается самооценка вплоть до формирования комплекса неполноценности. Поэтому окрик как предупреждение — да, крик – нет.

    Ребенок до 7 лет не умеет испытывать одновременно две эмоции. Даже если вы орете не своим голосом, он все равно вас любит. Только у него будет дисгармония любви. Ребенок будет думать, что любить (беспокоиться о ком-то, переживать за кого-то) — это кричать, и потом со своим спутником жизни и детьми будет вести себя так же. Существует парадокс – мы кричим только на тех, кому доверяем, и при этом теряем доверие тех, на кого кричим. Вы готовы лишиться доверия самых дорогих вам людей?

    Частый крик родителей чреват тем, что ребенок будет прятать эмоции. Последствия плачевны. Лучше пусть позлится и топнет ножкой – расскажите, что он злится/гневается – называйте эмоции, он имеет право ее пережить. И справиться с ней. Крик оправдан только в одном случае. И этот случай — опасность для жизни.

Как разговаривать с ребенком, чтобы не доходило до крика

    Опуститесь на его уровень – присядьте, возьмите на руки. Если сидите друг напротив друга, возьмите руки ребенка в свои, сохраняйте зрительный контакт. Если ребенок расплакался из-за ваших слов – не отказывайте в обнимашках, если они ему нужны. Напомните о том, что любите его. Малыш должен быть уверен в том, что если ему нужна мама/папа, его дома примут таким, какой он есть, даже если он набедокурил. Малыш должен совершать ошибки и учиться на них.

   Если ребенок, копируя ваше «Если ты поешь суп, тогда будут конфеты», начинает разговаривать  подобным образом – «Если ты мне не дашь сейчас конфету, я не буду есть суп», не спешите сказать «Как ты со мной разговариваешь!», лучше так: «Ты, наверное, хотел/а сказать: Мама, пожалуйста, давай я сейчас съем одну конфетку и потом съем суп».

   Если вам кажется, что ребенок реагирует только на крик, подумайте, может, ребенок испытывает недостаток в любви? Как часто вы читаете с ним книги, общаетесь, говорите о том, как день прошел, целуете и обнимаете его, говорите, как сильно любите? Сколько времени вы проводите «включенно»? Если вы работаете за компьютером, а ребенок рядом играет, это равноценно тому, что вас нет рядом.

Алгоритм действий, если вы уже сорвались и накричали

    Делаем «перемотку» — объясните, что был напряженный день, вы очень устали, поэтому не сдержались. Извинитесь, если вы неправы. Объясняясь, будьте внимательны – говорите, что вы испытываете к ситуации: «Твое поведение/твоя реакция/твой поступок (НЕ ты)» меня разозлило». Если критиковать непосредственно ребенка, у него со временем может сформироваться комплекс неполноценности.

    Теперь нужно сделать «наладку» — наладить отношения: «То, как ты поступил — нехорошо, но мне не стоило повышать на тебя голос». «Повтор записи» — я расстроена, потому что ты сделал так. Ребенок имеет право на прощение в виде налаживания диалога. Если ваше чадо нашалило не по-детски, не надо сразу принимать его извинения. Надо разобраться в ситуации, понять на самом деле, что и почему пошло не так, как должно было бы, взглянуть на ситуацию с разных сторон. Помните о том, что на людях вы должны всегда быть на стороне ребенка, выясняйте отношения только наедине. Ругая ребенка при посторонних, его друзьях, например, вы унижаете свое любимое чадо.

Что делать, чтобы не кричать

    Для начала договоритесь с ребенком, чтобы он давал вам знак, когда вы повышаете голос. Пусть скажет «Мама/Папа не кричи на меня, пожалуйста», поднимет руку или щелкнет пальцем, давая знать, что вы уже превысили допустимый уровень децибелов.

    Установите правила: «Придя домой, мы идем сразу мыть руки», «Ровно в 9 часов ты ложишься спать». Правила касаются здоровья/безопасности и границ. Они нужны для того, чтобы ребенок стал полноценным членом общества. За несоблюдением правила следует два предупреждения. При отсутствии реакции на второе предупреждение, следует наказание — лишение планшета на один день, сладостей, общения с друзьями и т.п.

    Наказание должно быть адекватным, ни в коем случае не физическим, и никаких «Иди в угол». Если в вашем случае работает «стульчик» и «посиди в своей комнате», то тут следует помнить о правиле «сколько лет, столько минут действует наказание»: если ребенку 3 года, то на стульчике ему сидеть не больше трех минут.

  Если никак не получается избавиться от крика, попросите близких заснять вас кричащую/кричащего на своего ребенка. После просмотра такого видео вы никогда больше не повысите голос.

  Или представьте, что ваш злейший враг (за неимением оного пусть будет просто чужой вам человек) кричит на ваше чадо этими же словами. Какие у вас ощущения?

  Или представьте, как ваш ребенок рассказывает о своем детстве и вспоминает вот как раз эту ситуацию, когда мама накричала на него или отругала на глазах у людей. Хотите ли вы этого?

  Или примите для себя постулат «Женщина априори никогда не кричит». Вы — принцесса/королева, вы никогда ни на кого не повышаете голос.

  Или в ситуациях, когда очень хочется накричать, начинайте издавать животные крики «Гав-Гав», «МЯЯЯУУУУ» и т. д. Острота ситуации сразу же сойдет на нет.

 Очень часто кричат те, кто не уделяет себе должного внимания. В списке личностных приоритетов очередность должна быть такой: Я/супруг(а)/дети/работа. Начните себе уделять внимания и вы, возможно, довольная/ый собой и жизнью, перестанете срываться.

свернуть

Родителям о Декрете №18

Родителям о Декрете №18

        В целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей издан Декрет Президента Республики Беларусь 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

       Дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, ненадлежащее выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.

      Ребенок, находящийся в социально опасном положении – это лицо в возрасте до 18 лет, которое находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям, предъявляемым к его воспитанию или содержанию.

      К несовершеннолетним нуждающимся в государственной защите относятся дети – сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, признанные комиссией по делам несовершеннолетних из числа детей, находящихся в социально опасном положении.

      Государственные органы, органы внутренних дел, медицинские учреждения, ЖЭК, граждане, располагающие сведениями о детях, находящихся в социально опасном положении, обязаны немедленно сообщать об этом руководителю дошкольного учреждения, в социально-педагогическую и психологическую службу дошкольного учреждения, орган опеки и попечительства.

       В соответствии со ст. 67  Кодекса РБ о браке и семье, воспитание признается ненадлежащим, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, если ребенок находится в социально опасном положении.

     Обязанности  родителей в отношении детей определены  в ст.ст. 65 (права и обязанности семьи), 73 (обязанности родителей по защите прав и законных интересов ребенка), 74 (место жительства), 75 (воспитание детей), 90 (пределы полномочий родителей в управлении делами ребенка) Кодекса о браке и семье.

Оценка риска семейного неблагополучия несовершеннолетнего:

·         Ненадлежащий досмотр ребенка, отсутствие родителей;

·         Частое отсутствие в дошкольном учреждении ребенка без уважительной причины;

·         Неопрятный внешний вид ребенка, отсутствие сезонной одежды;

·         Эпизодически  нетрезвое состояние родителей;

·         Несвоевременно  оплата за  дошкольное учреждение;

·         Следы побоев у ребенка;

·         Жестокое обращение с ребенком.

·         Антисанитарное состояние квартиры;

·         Факты бытового пьянства;

·         Наличие долга за коммунальные услуги;

      Для счастливого детства, благополучного развития ребенка нужно личное счастье пап и мам, нужна гармоничная, успешная семья, способная обеспечить основное, базовые потребности ребенка.

         Однако, к сожалению, далеко не все родители осознают свою ответственность за воспитание и содержание детей и обеспечивают им достойный уровень жизни.

          Для более точного понимания данной проблемы рассмотрим критерии социально опасного положения несовершеннолетнего.

Критерии и показатели неблагополучия семьи

Критерии Показатели
1. Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей)

Родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи.

Родители допускают систематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста – от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка соответствующего возраста.

Родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая  территория не соответствуют требованиям пожарной безопасности и имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара.

Родители систематически не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью.

Родители препятствуют получению ребенком обязательного общего базового образования (в любой форме его получения).

2. Родителями  не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления.

В отношении родителей ребенка (детей) в возрасте до 14 лет неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

В отношении родителей ребенка (детей) в возрасте старше 14 лет в рамках административного либо уголовного процессов установлены факты, подтверждающие что они не контролируют его (их) поведение и местонахождение, вследствие чего ребенок (детей) привлечен к административной либо уголовной ответственности.

3. Родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или)  жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей)

В отношении родителей установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, частью третьей статьи 17.3, статьями 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса республики Беларусь об административных правонарушениях.

В отношении родителей установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия.

Установлены факты жестокого обращения родителей с ребенком, физического и (или) психологического насилия по отношению к нему.

свернуть

8 ошибок родителей при адаптации к детскому саду

"8 ошибок родителей при адаптации ребенка  к детскому саду"

Ошибка № 1. Внезапный уход

    Первый день в детском саду обычно нравится всем детям, ведь вокруг столько всего нового и интересного. Мама, обрадованная подобной сговорчивостью, осторожно уходит, не попрощавшись с крохой. В итоге, наблюдалась следующая детская реакция:

— ребенок, не обнаружив мать, приходит в ужас, начинает плакать. Уговорить его «подождать мамочку» невозможно – не помогают ни сладости, ни игрушки. В лучшем случае он просто сядет возле двери в ожидании прихода родителей;

— в долгосрочной перспективе у малыша возникает ощущение, что он может потерять маму навсегда, даже если она решила отойти на минутку. Ребенок липнет к ней, ходит попятам, не отпуская от себя ни на шаг. Посещение садика откладывается на неопределенное время.

   Психологи советуют обязательно прощаться с маленьким дошкольником, даже если Вы предупреждали его заранее о расставании. Разработайте особый ритуал прощания, который успокоит все страхи и тревоги. Не забывайте сообщать ему, когда вы его заберете (после завтрака, после сна и т.д.).

Ошибка № 2. «Полное погружение»

    Мнение о том, что ребенок быстрее привыкнет к ребятам и воспитателю, если оставить его на весь день, ошибочно. Некоторые мамы, наслушавшись советов подруг («Мой сразу на целый день остался»), отказываются от постепенного посещения. И получают, в итоге, истерики и нежелание идти в сад.

    Рекомендую ориентироваться только на своего малыша, его характер и самостоятельность. Путь к 9-часовому «рабочему» дню у каждого ребенка свой, но общая схема посещения такова:

— предварительные прогулки на территории садика и детской площадки;

— свободная получасовая игра с детьми в группе (мама ждет в коридоре);

— двухчасовая игровая деятельность под руководством воспитателя;

— нахождение с 8.00 до обеда;

— обед в группе;

— знакомство с кроваткой, тихий час;

— полный день.

Ошибка № 3. Разные требования дома и в садике

     Часто приходится сталкиваться с мамами, которые считают, что воспитание детей – это задача только образовательных учреждений. Мало того, что родители не подготавливают кроху к новым условиям, они еще не следуют рекомендациям педагогов по объединению усилий.

    Заранее поинтересуйтесь у педагогов, в какое время проходят режимные моменты: завтрак, прогулка, обед и дневной сон. Это поможет подготовиться к садику и упорядочить детскую жизнь. 

Ошибка № 4. Неправильный настрой на посещение садика

    Создание неверного настроя способствует негативные высказывания о дошкольном учреждении, недовольство его работниками в присутствии малыша: «Какая плохая воспитательница нам досталась!». Я также не советую чрезмерно восхвалять садик и статус дошкольника.

    Рассказывать о детском саде нужно, поскольку незнакомое и новое всегда пугает детей. Избегайте сгущения красок и рисования идеальной картинки: лучшая политика – это честность. Например: «Скоро ты пойдешь в садик, будешь играть с детками, а тетя-воспитатель будет учить тебя читать и писать». Замечательные помощники в этом деле – развивающие книжки и пособия со стихотворениями и картинками, рассказывающими о детсадовской жизни.

Ошибка № 5. Неготовность взрослых к детским слезам

    Многие родители пугаются плаксивости малыша, который прежде с радостью посещал детскую площадку, общался со сверстниками, охотно шел в садик. Растерявшись, взрослые начинают ругать и даже наказывать его за слезы: «Такой большой, а все равно плачешь!».

    Слезы в этот период – естественная защитная реакция детей. Намного хуже, если ребенок замыкается в себе, вообще не реагируя на столь серьезные перемены в жизни. Поэтому будьте терпеливы, скоро слезы прекратятся, и малыш будет заходить в группу без опаски и капризов.

Ошибка № 6. Несистематичное посещение

    Иногда мамы относятся к вопросу посещения садика несерьезно: проспали, не хочется рано вставать, малыш закапризничал, решили отдать его на недельку бабушке. Через некоторое время ребенок понимает, что посещать сад не обязательно, и начинает манипулировать взрослыми через крики и слезы.

    Не забывайте, что детский сад – это своего рода работа для детей, а значит, ходить в дошкольное учреждение нужно каждый день. Систематичность и регулярность посещения поможет крохе скорее привыкнуть к новому статусу и новым обязанностям.

Ошибка № 7. Неправильный режим дня

    В садик нужно вставать рано, что становится реальной проблемой для родителей, чьи дети привыкли засыпать после 22.00. Сонный ребенок трет глаза, хнычет, капризничает, не понимая, чего он хочет. Так же он ведет себя и в группе, болезненно реагируя на уговоры мамы, педагога.

  Первые дни в дошкольном учреждении накладывают отпечаток на дальнейшее отношение к этому месту. Чтобы начальный опыт малыша был только позитивным, позаботьтесь о заблаговременном его переводе на правильный распорядок дня. В этом случае он станет легко просыпаться и будет ходить в садик в замечательном настроении.

Ошибка № 8. Быстрый сбор

    Эта родительская недоработка плавно вытекает из предыдущей. Маме жалко будить сладко спящего ребенка, она сама хочет подольше полежать в кровати. В результате сборы проходят в спешке, родители подгоняют дошкольника: «Собирайся быстрее», «Некогда разговаривать», «Потом тебя поцелую» и т.д. Малыш же не понимает, почему мама раздражена, он выходит из дома в плохом настроении.

    Просыпаться следует заранее, чтобы вы сумели уделить немного времени крохе: погладить ножки и ручки, сделать веселую зарядку, потанцевать. Выходить в детский сад тоже необходимо заблаговременно, обеспечив запас времени. В этом случае вы не будете нервничать по дороге и не передадите свою тревогу детям.

    Итак, мы рассмотрели 8 самых распространенных родительских ошибок, которые способны существенно осложнить и без того нелегкий процесс адаптации. Наши подсказки помогут их избежать, а значит, ребенок скорее и с меньшими потерями привыкнет к условиям дошкольного учреждения, поладит с педагогами и ровесниками.

свернуть