Советы руководителя физического воспитания

Гигиеническое воспитание дошкольника в процессе подготовки к занятиям плаванием

Гигиеническое воспитание и обучение детей, формирование у них навыков личной общественной гигиены, играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, общественных местах, оказывает положительное влияние на результаты многих видов их деятельности в детском саду и дома  Гигиеническое воспитание в дошкольном учреждении должно быть неотъемлемой частью воспитательного образовательного процесса и осуществления всех форм физкультурно-оздоровительной работы. Оно сопутствует каждому  моменту жизни ребенка – утренней гимнастике, учебным занятиям, еде, сну, прогулке и т.д. Гигиенические навыки особенно необходимы ребенку при подготовке к занятиям плаванием и в процессе обучения.

При обучении плаванию у детей формируются и закрепляются привычки к водным процедурам, потребность в них, положительное к ним отношение. Умение самостоятельно осуществлять необходимые действия, связанные с пользованием водных процедур. И в связи с этим становятся более прочными гигиенические навыки –  чистоплотность, аккуратность.

Сначала детей (первая младшая группа) приучают к выполнению простейших правил – мыть руки после всякого загрязнения, игры, прогулки, после пользования туалетом и перед едой. При посещении бассейна детей третьего года жизни нужно учить пользоваться индивидуальными туалетными принадлежностями; с помощью взрослых они должны уметь насухо вытираться, переодеваться, аккуратно складывать свои вещи, необходимые для занятий в бассейне, не забывать их, убирать и после окончания занятий. В более старшем возрасте (вторая младшая группа) продолжают воспитывать навыки личной гигиены, но все больше привлекают детей к самостоятельному их выполнению.

Для успешного проведения занятий по плаванию необходимо продолжать формировать, закреплять и совершенствовать у детей навыки и умения самостоятельно раздеваться и одеваться, соблюдая определенную последовательность, аккуратно складывать или вешать свою одежду, ставить на место обувь.

Нужно напоминать детям правила мытья под душем перед занятием в бассейне, помогать им в этом, самостоятельно вытираться, сушить и расчесывать волосы.

В средней группе все гигиенические процедуры дети должны чаще проделывать без помощи взрослых, осознанно.

В старшей группе дети должны уметь уже без помощи взрослых: мыться под душем, тщательно мыть наиболее потливые скрытые части тела, особенно промежность. При необходимости дети должны уметь помогать друг другу во время мытья под душем (мыть спину) при одевании и сборе вещей. Следует добиваться от детей умения тщательно, в определенной последовательности вытираться – сначала вытирать голову и лицо , затем шею, уши, руки, туловище, ноги.

 В воспитании культуры поведения , организованности и дисциплинированности можно лишь при постоянстве предъявляемых требований и создании благоприятной гигиенической обстановки для выполнения их. Особенно важно, чтобы окружающие детей взрослые сами были чистоплотными, понимали значение гигиены для здоровья. Важно также и то, чтобы гигиенические навыки закреплялись в семье, а для этого и в детском саду,  и в семье к детям должны предъявляться единые требования.   

свернуть

Эффективные средства и методы закаливания детей

Закаливание - прекрасное и доступное средство для укрепления здоровья детей. Это одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний.

Как сделать процесс закаливания простым для родителей и приятным, увлекательным и, главное, полезным для ребенка? Важно сразу заметить, что закаливание окажется уместным лишь в том случае, если в целом образ жизни ребенка будет откорректирован с построением правильного режима дня, системы полноценного питания, оптимальных физических и интеллектуальных нагрузок.

 

ПРАВИЛА ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ:

1. Состояние абсолютного здоровья ребенка.

Больного ребенка подвергать закаливающим процедурам не рекомендуется из-за возможности переохлаждения организма.

2. Учет индивидуальных особенностей и возраста ребенка.

3. Предварительная подготовка организма к процедурам закаливания.

4.Систематичность. Вырабатываются ежедневные обязательные ритуалы, которые естественно вливаются в обычный образ жизни ребенка.

5.Постепенность. Плавное увеличение интенсивности и времени воздействия закаливающего фактора.

6.Позитивный настрой ребенка. Процедуры закаливания лучше проводить в виде игры. Они не должны вызывать дискомфорт и состояние стресса у ребенка.

7.Безопасность

Нельзя допускать переохлаждения ребенка, чрезмерно длительного воздействия низких или высоких температур.

8.Комплексность.

Мероприятия по закаливанию наиболее эффективны в сочетании с физическими упражнениями и массажем.

9.Сочетание общего и местного закаливания.

Разумно подвергать закаливанию как уязвимые для воздействия внешних факторов части тела (шея, стопы, поясница), так и все тело.

МЕТОДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ:

1. ЗАКАЛИВАНИЕ ВОЗДУХОМ

Одежда – одевать ребенка нужно по принципу ЛЕГКО, УДОБНО и СУХО. Не допускать перегревания организма, повышенного потоотделения, намокания ног. Одежда должна быть из натуральных материалов.

Прогулки –обязательны ежедневные прогулки в любое время года! Время–от 1,5 до 5 и более часов в день.

Воздух в помещении – проветривать помещения 4-5 раз в сутки.

Оптимальная температура в комнате —22°С.

Полезен дневной сон при открытых окнах летом и форточках зимой.

Воздушные ванны–эффективная закаливающая процедура, применяемая с самого раннего возраста.

Воздушные ванны перед сном и после пробуждения–дать ребенку полежать без одежды в течение 1-2 минут. Постепенно (в течение нескольких месяцев) снижать температуру в комнате до 15-20°С.

Воздушные ванны в течение дня – оставлять минимум одежды на ребенке во время утренней гимнастики, подвижных игр.

Воздушные ванны контрастные – можно играть с детьми в подвижные игры с передвижением из теплой комнаты в холодную.

►Периодичность воздушных ванн–2-3 раза в день.

►Продолжительность воздушных ванн  – начинать от 2-4мин,увеличивая время через 4-5 месяцев –до 15 минут.

Хождение босиком – в помещении и на улице.

Хождение босиком в помещении–стимуляция рефлексогенных зон.

Рекомендуется ходить босиком постоянно (но только по полу из натуральных материалов).

Хождение босиком на открытом воздухе–более сильное иммуностимулирующее средство. Лучше начинать ходить по траве и песку, затем гулять по гальке, гравию и др. Периодичность -2-3 раза в день по 15-40 минут.

2. ЗАКАЛИВАНИЕ ВОДОЙ.

Закаливание в течение дня:

Утро –умывание рук и лица холодной водой, умывание шеи и груди холодной водой, обтирание влажным полотенцем.

День–умывание холодной водой в течение дня (руки перед умыванием не должны быть холодными), игры с водой (можно разрешить побулькаться в тазике с холодной водой, поиграть с корабликом или игрушками), обливание ног после прогулки прохладной водой.

Вечер: мытье ног перед сном, прохладный душ, контрастный душ, обливание стоп холодной водой из-под крана.

 

Рассмотрим каждую процедуру подробнее.

Мытье рук и лица холодной водой из крана:

Простая, элементарная процедура, которую нужно обязательно выполнять каждый день. Умывание шеи, груди, рук холодной водой:

Более сильная по воздействию процедура, т.к. на шее и на груди

расположено множество рецепторов, реагирующих на низкую температуру. Эта процедура требует предварительной подготовки ребенка. Начинать процедуру следует через 2 месяца после начала закаливающих мероприятий.

Мытье ног перед ночным сном:

Эффективная процедура, дающая стойкий закаливающий эффект. Мыть ноги нужно струей воды, стоя в тазике или в ванне. После мытья ноги следует вытереть насухо. Периодичность: ежедневно.

Время проведения: начинать с 1 минуты, через 2-3 месяца доводить до 2 минут. Температура воды:25-30°С, через 2 месяца –21-23°С, через –3-4 месяца –18-20°С.

Обтирание влажным полотенцем:

Очень мягкая процедура закаливания. Намоченным полотенцем медленными массажными движениями необходимо обтирать сначала руки и ноги (от пальцев вверх), затем грудь и спину (от середины к бокам), живот –по часовой стрелке. Если в помещении тепло, то вытираться насухо необязательно, в прохладном помещении лучше промокнуть влагу сухим полотенцем.

Обтирания используют с двухмесячного возраста. Начинать обтирания лучше с температуры воды 30-33°С. Следует натирать ребенка до легкого покраснения кожи. Температуру воды необходимо постепенно снижать, доведя ее к 2-3 годам до комнатной. У новорожденных детей вода должна доходить минимум до +28°С.

Периодичность обтираний: каждое утро.

Продолжительность процедуры:1-3 минуты.

Температура: от 28°С и выше, через 2 месяца –до 22-25 °С.

Через 1,5 месяца после начала обтираний можно перейти к обливаниям

(детям после 3-х лет).

Душ: Отличное гигиеническое средство, которое можно применять ежедневно.

Теплый душ не имеет закаливающего эффекта, обладая лишь тонизирующим действием. Умеренно прохладный душ стимулирует терморегуляцию, холодный душ(комнатной температуры) оказывает выраженное закаливающее действие.

Периодичность: каждый вечер перед сном. Продолжительность процедуры: начинать с 1 мин, через 2 месяца доводить до 3 минут.

Температура: сначала 28°С и выше, через 3 месяца –22-25°С, через 4-5месяцев –20-21°С

Обливание стоп холодной водой из крана:

Периодичность: каждый день после душа. Продолжительность процедуры: от 30 секунд до 1,5 мин через 2 месяца от начала процедуры.

Выбирая комплекс закаливающих процедур для вашего ребенка, руководствуйтесь индивидуальными особенностями детского организма, его возможностями и внутренним желанием заниматься определенным видом закаливания. Возможно чередование различных способов закаливания, всевозможные их сочетания, но в разумных пределах.

Во время проведения процедур закаливания важно следить за правильным, полноценным питанием ребенка, обеспечивая его организм необходимыми витаминами и минеральными веществами.

Если ребенок, несмотря на закаливание, заболел, то это может свидетельствовать о еще несовершенной системе иммунитета. И, конечно, после полного выздоровления ребенка, необходимо будет начинать курс закаливающих процедур заново.

Не забывайте пропагандировать здоровый образ жизни своему ребенку на собственном примере. Больше двигайтесь, гуляйте, дышите свежим воздухом и радуйтесь жизни. Это идеальный способ приучить ребенка заботиться о своем здоровье, в том числе заниматься закаливанием с удовольствием.

свернуть