Советы музыкального руководителя

Здоровье и музыкальное воспитание ребенка.

- Давай, зайчик споём песенку! – ласково говорит маленькая Маша плюшевому зайцу и начинает звонко выводить тоненьким голосом, срываясь на крик: «Та-ра-ра! Та-тра-ра! Ту-ру-ру! Ту-ру-ру!» - Замолчи! Голова болит от твоего крика! Поиграй тихонько, как все хорошие девочки делают, - строго прерывает Машу мама, не отрываясь от хозяйственных дел. Действительно, слишком громкое, крикливое пение может вредно сказаться на слабых детских голосовых связках, кроме того оно отрицательно влияет на нервную систему детей, создаёт излишнее возбуждение, утомляет. Неприятно оно и для окружающих, но что делать, если ребёнок хочет излить избыток энергии не только в движении, но и в звуке, если он сам тянется к музыке и к песне, как наиболее доступному и понятному для него музыкальному жанру? Важно умело использовать организовать и направить эти стремления ребёнка, чтобы они служили ему не во вред, а на пользу. А это значит научить малыша внимательно слушать музыку, понимать и разделать те, настроения, чувства, которые она передаёт, воспроизводить замысловатые мелодии, не форсировать звук, добиваться, чтобы он звучал естественно и свободно. Задача, о которой идёт речь, вполне под силу мамам и папам, дедушкам и бабушкам, старшим братьям и сестрам ребёнка. Тут не требуется особых музыкальных и педагогических познаний: ведь речь не идёт о том, чтобы готовить из малыша музыканта или певца. Достаточно привить ему несложные навыки слушания музыки и приобщить к пению в таких пределах, которые доступны и необходимы каждому человеку. Чем раньше начнётся музыкальное воспитание ребёнка, тем более эффективно будет служить музыка совершенствованию его духовных и физических сил. Первые шаги, направленные на развитие способностей малыша к восприятию музыки, можно предпринимать уже на третьем месяце его жизни. И, как отметил композитор и педагог И.В.Якушенко: «Здесь родителям принадлежит особая роль». Недаром на протяжении многих веков знакомство человека с музыкой начиналось с колыбельной песни, которые матери поют, укачивая ребёнка.

Обычно в возрасте 2,5 – 3 месяца ребёнок уже способен сосредоточить внимание на звучание музыки и эмоционально реагировать на неё. Малышу доставляет радость, когда взрослые не громко и ласково напевают ему или наигрывают на губной гармошке спокойные мелодии. Таким образом, музыка помогает поддерживать радостное настроение ребёнка. А это очень важно, потому что положительные эмоции способствуют здоровому развитию нервной системы и благотворно влияют на организм: протекание основных физиологических процессов: дыхания, сердечной деятельности, обмена веществ. Первые контакты с музыкой способствуют так же развитию внимания и обеспечивают тренировку слуховых органов, необходимые для нормального здорового развития слуха ребёнка. Напевая или наигрывая простейшие мелодии в возрасте 2,5 – 6 месяцев, нужно следить, насколько он быстро реагирует на звук, отыскивает источник звучания, как долго может сосредотачивать внимание на музыке. Всякий раз, как только оно ослабевает, лучше прекратить пение, чтобы не утомлять малыша. Вначале у ребёнка появляется способность внимательно слушать музыку или пение на протяжении 20 – 30 секунд, затем постепенно это время увеличивается. Не рекомендуется в комнате, где находиться малыш, включать на полную мощность радио, магнитофон или проигрыватель, даже если звучит спокойная мелодичная мелодия. Проводились специальные опыты, когда в помещении, где находились новорожденные, воспроизводили записанные на магнитофонную ленту звучание биения сердца спокойно отдыхающей женщины-матери. Прослушивание этой записи действовало на младенцев успокаивающе. В то же время, звучание записи биения сердца взволнованной женщины-матери вызывало у малыша тревогу, беспокойство. На этом основании отдельные исследователи склонны видеть в звуках биения материнского сердца первую ритмическую музыку, создающую определённое настроение ребёнка. Постепенно у детей формируется всё более чуткое ощущение взаимосвязи движений с музыкой. На втором году жизни ребёнка можно начинать понемногу знакомить с простейшими плясовыми движениями, последовательно усложняя их с возрастом

. Пляска и танец активно помогает здоровому развитию костно-мышечной системы и формированию правильной осанки. А правильная осанка не только красиво, она обеспечивает нормальное положение и функционирование всех внутренних органов и, таким образом, способствует укреплению здоровья. Разучивание плясок с детьми строится по принципу подражания малыша движениям взрослого. Хорошо, если в пляске участвуют сразу несколько детей. Однако в семье ребёнок нередко растёт один среди взрослых. В таком случае полезно использовать детские игрушки в качестве партнёров малыша по пляске или танцу. Можно так же рассаживать игрушки, как зрители, перед которыми пляшет малыш. Когда ребёнок начинает понимать речь и затем сам овладевает ею, мир его слуховых впечатлений значительно расширяется. Постепенно малыш приобретает способность улавливать музыкальное звучание в самой речи, в особенности в стихах. Вместе с тем особый интерес приобретает для них жанр песни, потому что теперь он может воспроизводить не только песенную мелодию, но и слова, улавливать внутреннюю эмоциональную связь между словом и музыкой. В этот период слушание и разучивание песен помогает совершенствовать и развивать слуховые навыки ребёнка, расширять его активный словарный запас, улучшать дикцию. Не случайно пение используется в качестве эффективного средства для исправления целого ряда речевых дефектов, которые нередко наблюдаются у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Так, с помощью пения выпрямляют невнятное произношение отдельных звуков, искореняют нездоровую привычку к скороговорке и проглатыванию окончаний у слов, а также вылечивают от заикания. В этом отношении особенно полезны песни замедленного ритма, исполнение которых приближается к речитативу. Некоторые приёмы, служащие для исправления дефектов в произношении отдельных звуков, могут быть легко использованы и в процессе музыкального воспитания ребёнка в семье. Например, если нужно ликвидировать картавость или произношение звуков «р», «л», полезно почаще напевать вместе с ребёнком мелодии без слов, используя междометья, где повторяются эти звуки: «Ту-ру-ру», «Тра-ля-ля» и т.п. Пение помогает совершенствовать голосовой аппарат и вокально-слуховую координацию, укрепляет голосовые связки, способствует здоровому развитию дыхания. Но эти огромные возможности, оздоровительного влияния, заложенные в пении могут в полной мере проявиться только в том случае, когда взрослые члены семьи учитывают возрастные особенности ребёнка, не перегружают его неокрепший голосовой аппарат непосильной нагрузке. Нельзя допускать, чтобы в песне малыш форсировал звук и срывался на крик. Взрослые должны указать ему, что громкое пение уместно только где-нибудь в большом зале, на сцене, а не дома в семейном кругу. Дома или во время прогулки оно не красиво. Следует показать ребёнку на примере, насколько приятной, когда песня звучит негромко. Важно добиваться, чтобы дети пели без напряжения. Нельзя разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду, потому что это вредно для голосовых связок и может привести к простуде. Неокрепший голосовой аппарат ребёнка требует бережного обращения и охраны от перегрузок и вредных факторов. Интерес и стремление к пению проявляется у детей довольно рано. Уже к концу первого года, слушая песню, малыши делают попытки вторить мелодии своим лепетом. Основная речь, они начинают подпевать отдельные знакомые слова песни. Это стремление у ребёнка нужно своевременно подмечать и всячески поощрять. Таким образом, первые шаги в развитии певческих навыков, ребенок делает как бы непроизвольно, подражая пению взрослых. Примерно на 4-м году жизни, когда певческие способности ребёнка несколько разовьются, а его голос окрепнет, следует специально разучивать с ними детские песни. Начинать следует с наиболее простых и коротких произведений. Вначале нужно, чтобы ребенок несколько раз прослушал песню в записи или в исполнении взрослого. Затем проверить, задавая вопросы, всё в ней понятно ребёнку, тогда он с удовольствием выучит слова и мелодию, будет петь. Сначала ребёнок поёт вместе с взрослым, подпевая лишь отдельные слова, фразы, а затем постепенно всю песню целиком. Лишь после таких тренировок, совместном исполнении, малышу можно предложить спеть самостоятельно. На первых порах взрослым ещё приходиться помогать ребёнку, подсказывать слова, потом к такой помощи прибегают всё реже и реже. Необязательно песню разучивать в один приём. Занятие пением не должны быть излишне продолжительными, чтобы не наскучить малышу. Кроме того, следует помнить, что у ребёнка слабые недостаточно развитые голосовые связки, и их не стоит утомлять продолжительным пением. Лучше всего чередовать пение со слушанием музыки или с играми и плясками под музыку.

Песня – самая популярный и любимый жанр у детей дошкольного возраста. По отношению к этому жанру особенно наглядно проявляется их активность, тут они охотно становятся не только слушателями и исполнителями, но порой и творцами. Действительно, дети любят петь о том, что их занимает и волнует, на ходу импровизируя незамысловатую мелодию или складывая текст. Стремление к «песенному творчеству» заслуживает бережного отношения и поддержки со стороны взрослых. Обычно музыкальным сочинительством начинают заниматься дети, которые уже знают много песен, любят и умеют петь. А чтобы у ребят были любовь и умение петь, должны позаботиться в первую очередь их родители, бабушки и дедушки. К сожалению, встречаются родители, которые не желают заниматься с детьми музыкой, учить их петь, ссылаясь на то, что у ребёнка отсутствует музыкальный слух. Это глубоко ошибочный подход к делу, потому что слух, как и любые способности, формируется в процессе тренировки. Общение с музыкой, слушание песни, и попытки их самостоятельного исполнения – вот лучший путь развития музыкального слуха. Если, несмотря на заботу все старания взрослого ребёнок испытывает небольшие затруднения при пении искажает мелодии песен, то бывает полезно обратиться к врачу. Причиной затруднённого и фальшивого пения могут оказаться дефекты слуха, отсутствие необходимой координацией между слуховыми ощущениями и голосовым аппаратом, а также какое-либо заболевание горла. Врач даёт рекомендации, даёт лечение.

Огромное значение для успешного осуществления музыкального воспитания ребёнка в семье имеет правильный подбор репертуара для занятий с малышом. В этом отношении большую помощь родителям могут оказать выпускаемые сборники произведений для детей, а также диски для детей.

свернуть

Игра на детских музыкальных инструментах

Детские музыкальные инструменты, не только привлекательны для детей, вызывают у них интерес и восторг, но их использование придаѐт процессу музыкального воспитания необыкновенную педагогическую эффективность. Наличие в руках ребѐнка даже самого простого инструмента (например погремушка), на котором он играет метрический пульс, сразу превращает любого малыша и слушателя в исполнителя. Он будет погружен в процесс музицирования полностью: надо слушать, подстраиваться, играть вместе со всеми, эмоционально переживать музыку. Особое место в музицировании должны занимать так называемые «телесные инструменты», которые получили также название «звучащие жесты». Это первые инструменты ребѐнка: притопы, хлопки, шлепки по коленям, щелчки, удары ладонями по грудной косточке. Звучащие жесты позволяют организовать импровизированное музицирование в любых условиях, при отсутствии какихлибо инструментов: в семье, на отдыхе, в гостях. Это инструменты, которые всегда с собой. Воспитание чувства ритма и тембрового слуха, развитие координации, реакция с использование звучащих жестов, обладает очень высокой эффективностью. Детей 3-4 лет вовлекает стихия музицирования с использованием музыкальных инструментов, звучащих жестов, импровизированного движения. В игровой форме, легко и непринуждѐнно заинтересовывало их этой деятельностью. В младшей группе использую очень простые инструменты: это маленькие маракасы, погремушки, бубенцы, бубны, колокольчики, барабаны. Для детей очень привлекательны различные самодельные инструменты. Дети исследуют звуковые и исполнительские возможности шумовых инструментов, а также и образные применения: «гром», «дождик», «ветерок», «сильный ветер», «медведь идѐт» и «зайчик скачет» и т.п. В работе с детьми пятого года жизни знакомлю с новыми инструментами: маленькие треугольники, музыкальные молоточки, деревянные коробочки. Дошкольники очень любят играть в шумовом оркестре. Подбираю музыку для игры в оркестре доступной: не длинной, не очень быстрой, лучше жанровой и образной. У шумового оркестра в детском саду есть свои особые задачи: - активное приобщение к музыке в одном из самых привлекательных видов деятельности – игре в детском оркестре; - воспитание интереса и любви к музицированию; - создание предпосылок для развития творческого мышления; - знакомство с отдельными произведениями классической детской музыки в практике инструментального музицирования. Моѐ педагогическое правило: «играют все!». Все дети в группе знают все партии и могут друг друга заменить.

КАК ИЗГОТОВИТЬ ШУМОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДОМА? В коробочки от духов насыпать крупу и украсить самоклеящейся бумагой. Пустые флаконы от шампуня, баночки от чистящего порошка, пустые поллитровые бутылочки от питьевого йогурта превратите в «шумелки» и «гремелки» (в зависимости от наполнителей). Для шумелок можно использовать крупу (рис, гречка, пшено, а также бусинки и фасолинки). На этих инструментах дети с удовольствием будут играть дома и в детском саду.

свернуть

Как знакомить детей с музыкой?

Есть несколько простых правил, следуя которым вы обязательно избежите проблем, а соответственно ваш малыш будет в полном порядке. 

1. Ставьте детям как можно чаще классическую музыку. Многочисленные эксперименты  показали, что под музыку таких композиторов как Моцарт, Вивальди, Бетховен дети успокаиваются, хорошо засыпают!

2. Отбирайте музыкальные произведения с мелодичным и легким звучанием, без ярко выраженных ударных партий,  так как они способны зомбирующе действовать на психику.

3. Минимум низких частот. Соблюдайте это правило, так как, давно известно, что низкочастотные звуки способны влиять на психическое состояние человека не самым лучшим образом, тем более на психику ребенка.

4. Не включайте музыку громко! Если пренебречь этим правилом, ребенок может стать нервным, будет плохо спать, капризничать, ухудшится аппетит. Громкий звук травмирует нежную детскую нервную систему, а это может иметь крайне печальные последствия в будущем.

5. Ни в коем случае не позволяйте ребенку слушать музыку в наушниках! Слуховой аппарат устроен таким образом, что громкий звук наушников воздействует непосредственно на мозг человека, вызывая микросострясения. "Звуковой шок" может иметь неприятные последствия даже для взрослого человека, а для ребенка тем более!

6. Не ставьте детям тяжелый рок и его разновидности, рейв, транс и клубную музыку - именно она способна нанести непоправимый урон детской психике!!!

7. Как можно чаще ставьте детям детские песни, пойте их вместе с ними.

8. При подборе музыкальный произведения для детей нужно учитывать время суток, когда ребенок будет слушать музыку. Если с утра можно ставить детские песни более зажигательные, бодрые и быстрые, то к вечеру настоятельно рекомендуем прослушивать медленные детские песенки и мелодии, постепенно переходя к колыбельным.

9. Прослушивание музыки у детей до 3-х лет должно занимать не более часа в сутки. После 3-х лет, можно постепенно увеличивать время прослушивания музыкальный произведений. Не забывайте ставить музыку, когда делаете с детьми зарядку или занимаетесь с ними физическими упражнениями.

10. Ходите с детьми на детские спектакли, в цирк, смотрите мультфильмы и детские фильмы, разучивайте и пойте с ними детские песни.

свернуть